Реклама из космоса: как скоро орбита Земли засияет логотипами брендов

Реклама из космоса: как скоро орбита Земли засияет логотипами брендов

  • Post category:Новости

В 2022-м над Россией может появиться первая реклама, транслируемая из космоса. «РБК Стиль» узнал у основателя компании Avant Space Антона Оссовского, сколько это стоит и можно ли будет с помощью спутников признаться в любви

В сентябре 2020-го компания Avant Space, занимающая поставками космических систем и разработкой ионных двигателей, отчиталась об успешном испытании в стратосфере лазеров, при помощи которых можно будет транслировать рекламу из космоса. И хотя потенциальных клиентов пока отпугивают возможные бюджеты на такую кампанию и дальний горизонт планирования, Антон Оссовский уверен, что уже через 20 лет орбита Земли может засиять от рекламы, подобно Таймс-сквер в Нью-Йорке. 

Антон Оссовский,

Основатель и руководитель компании Avant Space, сооснователь компании-разработчика спутниковой системы для интернета вещей и приборов для малых космических аппаратов «ОКБ Пятое Поколение».

Почему вы решили заняться космической рекламой?

Меня всегда привлекал космос: это одна из немногих сфер, где есть место для первопроходцев и визионеров. Avant Space в этом смысле позволяет нашим сотрудникам приложить руку к созданию целой индустрии. Реклама в космосе — это перспективная космическая сфера, которая в ближайшем будущем будет расти и развиваться.

Расскажите, в чем состоит ваша идея рекламы из космоса.

Идея очень проста. Наша реклама будет в виде нового созвездия с эмблемой бренда, которая пролетит над городом в течение трех минут. Лазеры наших спутников не только проецируют логотип брендов на ночном небе, но еще и передают бинарный код, который содержит гиперссылку на сайт заказчика. Код со спутников считывается камерой смартфона, как QR-код, в течение двух-трех секунд и предлагает открыть ссылку в браузере. Такая реклама может привлечь глобальные онлайн-компании, которым важны масштаб и скорость распространения информации.

А что нужно для того, чтобы запустить собственный спутник, и как сегодня регулируется деятельность в космосе?

На сегодняшний день деятельность человека в космосе регламентируется международными договорами, из которых только два регулируют общие вопросы. Это договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, вступивший в силу в 1967 году, и соглашение 1979 года о деятельности государств на Луне и других небесных телах. К договорам, носящим специальный характер, относятся конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, и соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство. И также есть более современный закон Российской Федерации от 20 августа 1993 года «О космической деятельности».

В целом международные договоры разрешают любую коммерческую деятельность, которая не вредит людям на Земле и не связана с программами вооружения и военными действиями. Но что интересно: в Люксембурге, например, законом разрешена добыча полезных ископаемых на астероидах. То есть если люксембургская компания сможет долететь до астероида и привезти на Землю руду, то это будет ее частная собственность. Хотя это противоречит старым международным договорам, которые говорят о том, что нерукотворные космические объекты никому не могут принадлежать — это достояние всего человечества. Но на эти соглашения наплевали. Так, новая международная программа NASA «Артемида» предполагает полеты на Луну и ее освоение странами-участницами. И в документах говорится, что право собственности на Луне будет установлено за теми организациями (в том числе частными), которые начнут первыми освоение Луны.



Спутники в космосе — это частная или государственная собственность, которая охраняется законами? Если кто-то повредит частный спутник в космосе, то как будет улажено дело?

В соответствии с восьмой статьей договора о космосе 1967 года, космический объект и его экипаж подчиняются власти государства, которое зарегистрировало этот объект. К примеру, любой человек на борту корабля Crew Dragon (пилотируемый космический корабль компании SpaceX. — «РБК Стиль») подчиняется законам США. При этом договор о космосе устанавливает, что права собственности на космические объекты остаются незатронутыми: как во время нахождения в космическом пространстве, так и после их возвращения на Землю.

Приведу пример с нашей страной: все космические объекты подлежат регистрации и должны иметь маркировку. Юрисдикция России над такими объектами неизменна, даже если они после возвращения окажутся за пределами страны. Например, в случае возвращения наших и иностранных космонавтов на Землю. Будь то даже посадка в нейтральных водах океана, космический корабль останется по-прежнему российским.

Но здесь есть еще и другой момент: права по юрисдикции и право собственности на такой объект не затрагивают правового статуса занимаемой им зоны космического пространства, поверхности или недр небесного тела. То есть, если вы совершили посадку на Луне, территория не переходит под чей-либо контроль, а остается нейтральной — небесное тело нельзя «застолбить».

Говоря по-простому, космические объекты и их составные части во время пребывания в космосе или после того, как они окажутся на Земле принадлежат тем же государствам, юридическим или физическим лицам, которым они принадлежали до полета. Если же кто-то злонамеренно повредит (к примеру, собьет) аппарат другой страны, это будет нарушением, которое может привести к серьезным разбирательствам или даже конфликту.

А с какими госорганами в России необходимо согласовывать свою деятельность, если частная фирма захочет запустить спутник?

В России космическую деятельность необходимо согласовать с госкорпорацией Роскосмос. При этом, если российская частная компания станет осуществлять съемку поверхности Земли, пролетая над территорией США, то никакого специального разрешения госорганов США для этих целей не требуется.

И вы уже согласовали свой проект космической рекламы с Роскосмосом?

Да, мы делаем совместный проект «Созвездие». В рамках него мы будем проводить эксперимент: запустим с МКС два спутника с лазерами и ионными двигателями, чтобы проверить их работоспособность. Сейчас согласовали техзадание на создание этих спутников, а в следующем году начнется их создание. В 2022 году сможем уже запустить первую рекламу.

Появились ли у вас заказчики с момента объявления об удачном испытании лазеров?

Был шквал запросов. Но люди узнали, что до создания спутников еще далеко и что цена первой рекламной кампании исчисляется миллионами долларов, и все поутихло.

Спрашивали про готовность технологии и стоимость. Мы отвечали, что через два года все будет готово. Но рекламные бюджеты на два года вперед мало кто планирует. Для нас это стало первой проблемой и первым осознанием реальностей рынка. И второй проблемой стало то, что у каждой транснациональной компании рекламные бюджеты распределены по миру. То есть в каждой стране или регионе есть свой рекламный бюджет. Для российского отделения большого бренда важно, чтобы над Красной площадью появилась их реклама, а возможность пролета их рекламы над Пикадилли в Лондоне или Тайм-сквер в Нью-Йорке им не интересна. Поэтому наш проект попадает в категорию спецпроектов, которые ведут только главные штаб-квартиры компаний. Теперь нам нужно как-то достучаться до них.

© пресс-служба

Есть ли уже понимание, как общество относится к идее космической рекламы?

Восприятие людей рекламы в космосе — негативное. Мы размещали ролики на YouTube, которые демонстрировали принцип работы нашего проекта космической рекламы, и получили немало отзывов в духе: «Не трогайте небо! Это святое!» Мы пытаемся объяснить, что это не нарушит гармонию в небе над Землей, не будет нагромождений рекламы, которая станет серьезно мешать людям. Но пока что это плохо получается. Многие просто боятся, что и небо мы скоро потеряем. Но когда люди увидят, что ничего плохого не произошло и реклама в космосе даже красиво выглядит, как, например, шоу светящихся дронов, то и отношение людей к ней поменяется. Возможно, лет через 20 околоземная орбита станет медиа-орбитой, где рекламные кампании будут идти постоянно. Сейчас же мы видим, как на низкой орбите происходит большая конкуренция американских компаний Amazon, SpaceX, OneWeb за спутники с широкополосным доступом в интернет.

Любое новшество обычно вызывает некоторое отторжение в обществе. К примеру, первый рекламный билборд из неоновых огней на площади Пикадилли-серкус в 1910-х годах в Лондоне тоже сначала вызывал недовольство, а теперь эта площадь — местная достопримечательность. Страх перемен в нашей природе, но это не повод опускать руки и ничего не делать.

Российский проект StartRocket в начале 2019 года тоже громко заявил о себе с идеей космической рекламы, которая чем-то похожа на вашу. Этот их проект развивается или уже нет?

В настоящее время мы обсуждаем возможное сотрудничество со StartRocket, чтобы запустить совместно орбитальный дисплей на основе нашей технологии лазерного проецирования изображений.

Официально они уже давно заявили, что закрывают проект с космической рекламой и начали заниматься идеей сбора космического мусора. Как раз из-за того, что их рекламный проект получил много негативных отзывов от людей.

Есть ли примеры похожих проектов за рубежом?

На Западе есть компания Rocket Lab, которая представила проект «Звезда человечества». Она запустила хорошо видимый в ночном небе спутник, полностью покрытый светоотражающими панелями. Их замысел был в том, чтобы побудить всех найти свое место во вселенной.

Еще в Японии частная компания сделала спутник, который должен был устроить фейерверк в космосе на открытии Олимпиады в Токио в 2020 году, но ее перенесли на 2021 год. Японцы искали по всему миру, в том числе и в России, варианты для яркого перформанса, который бы выделил Олимпиаду из всех предыдущих. Они хотели сделать так, чтобы олимпийские кольца зажглись в небе с помощью группировки спутников и лазеров. Но пока что никто не смог реализовать эту идею.

Видел еще студенческий проект в Нидерландах. Там разработчики хотели запустить геостационарные спутники и расположить их над Нью-Йорком так, чтобы они висели на одном месте и реклама появлялась на огромном экране. Но нужно было тысячи аппаратов вывести на орбиту, что стоило бы нереальных денег — миллиарды долларов.

© пресс-служба

А какой размер инвестиций необходим вашему проекту?

Для запуска первой рекламы в космосе нам необходимо около $10 млн. Один спутник на орбите стоит $500 тыс., нам нужно минимум 20 таких аппаратов.

Предположим, ваша деятельность уже встала на поток, и я решил эффектно признаться в любви. Сколько может стоить 10 секунд показа на звездном небе надписи «Люда, я люблю тебя»?

Около 1 млн руб. Если Люда живет в Токио, то эту надпись вместе с ней увидит еще около миллиона жителей Токио и она, наверное, станет самой известной возлюбленной. (Смеется.)

Вообще наша реклама рентабельна только при показе над самыми крупными мегаполисами и агломерациями с высокой плотностью населения (Токио, Гонконг, Шанхай, Мумбаи, Стамбул и так далее): CPM космического баннера (показатель стоимости 1 тыс. показов рекламного объявления. — «РБК Стиль») для таких локаций станет самым эффективным по сравнению с другой наружной рекламой.

Популярна ли вообще идея освоения космоса среди российских предпринимателей?

Россия сегодня занимает долю в 0,5% на мировом рынке космических услуг. Но если начнется тренд на то, чтобы заниматься бизнесом в космосе, то многие проекты можно будет коммерциализировать. Например, с космическим туризмом сейчас непонятно что происходит. Раньше мы были единственными на этом рынке, а сейчас уже много частных компаний рекламируют суборбитальные полеты, появилась SpaceX, которая может доставлять людей на орбиту. После того, как МКС завершит свое существование на орбите, то наверняка появятся отели в космосе. Чьи это будут отели? Наверное не наши. Я не слышу о таких проектах в России. Отрасль космических услуг бурно развивается. Объемы инвестиций в нее постоянно растут, и в ближайшие 20 лет они вырастут до 1,1 трлн $. Не участвовать в формировании рынка космических услуг — значит отдать его другим странам.