Петь в опере и танцевать брейкданс: кто такой Якуб Орлинский

  • Post category:Разное

В Россию с гастролями прибыл Якуб Юзеф Орлинский — 30-летний оперный певец из Польши, увлекающийся брейк-дансом контратенор, талант которого воспевает мировая пресса. «РБК Стиль» пообщался с певцом и рассказывает, почему стоит обратить на него внимание

Для начала немного регалий. Якуб Орлинский — двукратный лауреат международной премии в области классической музыки OPUS Klassik, номинант премии «Грэмми», победитель The International Opera Awards-2021 в номинации «Сольный альбом» и главная звезда сезона 2018/19 по версии The Telegraph.

Газета New York Times провозгласила: «Орлинский сочетает в себе красоту звука и необыкновенное единство тембра и блеска во всем его диапазоне». Теперь эта цитата кочует из материала в материал о нем.

Вирусную славу певец обрел благодаря видеоролику с исполнением арии «Vedrò con mio diletto» из оперы «Юстин» Вивальди в шортах и хипстерской рубашке из массмаркета. Это была запись для радио, и Якуб не предполагал, что в зале будет видеокамера, которая зафиксирует этот исторический момент на фестивале в Экс-ан-Провансе в 2017 году. Видео набрало 7 млн просмотров, и поклонники оперы узнали, что можно исполнять классические партии без костюма с бабочкой.



На следующий год Орлинский выпустил музыкальное видео к той самой арии, записанное на мощностях лейбла Warner Classics. В этом ролике уже не видно, в шортах Якуб или в брюках, но зато передано мастерство исполнения. Видео было опубликовано в преддверии релиза первого сольного альбома Орлинского — в конце 2018 года вышла пластинка «Anima Sacra», посвященная духовной музыке Барокко и записанная с оркестром Il Pomo d'Oro, действующим в Швейцарии под управлением дирижера Максима Емельянычева.

Второй альбом «Facce d'amore», состоящий из «обширной и идеально подобранной коллекции, посвященной многоликости любви» из опер Кавалли, Боретти, Бонончини, Скарлатти, Генделя, Предиери, Маттеиса и Конти, получил Международную оперную премию, а также побудил рецензента британского журнала «Опера» Брайана Робинса отметить талант Орлинского как драматического исполнителя и назвать его голос «благозвучным».

Это уже оценили слушатели Карнеги-холла и Элис Талли-холла в Нью-Йорке, фестиваля Генделя в Карлсруэ, в Глайндборнской и во Франкфуртской опере. В сентябре 2020 года он получил звание лучшего певца года в Берлине, присуждаемое читателями журнала Opernwelt.

Многие думают: «Он успешен, потому что хорошо выглядит, потому что он "продукт"». Но, как говорится, хейтеры будут хейтить. В интернете я часто вижу много любви в свой адрес, но и ненависти там достаточно. Но когда ты уверен в том, что делаешь, негатив тебя не задевает. Я очень много работаю над своей техникой и постоянно стараюсь предоставить публике лучшее, самый высокий уровень артистизма и мастерства. Так что мне все равно, что говорят люди. На самом деле, и внешность, и талант имеют значение. Но больше всего на развитие влияет способность к открытому восприятию мира и умение быть искренним и вежливым с окружающими людьми. А еще хорошо делать свою работу. Конечно же, я счастливчик — столько вещей произошло в моей жизни! Но мой учитель однажды сказал: если хочешь добиться успеха, нужно работать над тем, чтобы добиться успеха. Так что я буквально из кожи вон лезу, что эти вещи со мной случались.

Якуб Юзеф Орлинский

© пресс-служба

Орлинского можно найти в Instagram и пополнить ряды десятков тысяч его подписчиков. Если бы не периодически публикуемые им афиши концертов и видео с репетиций, инстаграм оперного певца походил бы на страницу рядового европейского тревел-блогера. Открытость и коммуникабельность, а также врожденный артистизм оперной звезды производят если не ошеломляющее, то обезоруживающее впечатление. И, разумеется, работает это не только на его имидж.

Я использую современные инструменты, Instagram и соцсети, в основном чтобы своим стилем жизни продемонстрировать молодым людям и людям старшего возраста, которые не интересуются классикой, что они могли бы ей заинтересоваться. Я показываю, что такое быть исполнителем классической музыки, который живет сейчас, чего это стоит и что это на самом деле значит. Каково это — постоянно перемещаться из страны в страну, готовиться к выступлениям, тренироваться, репетировать. Я стараюсь просто разбить стереотип о том, что классический музыкант относится только к узкому кругу нашего общества.

Якуб Юзеф Орлинский

Контратенор, магистр вокала Варшавской музыкальной школы имени Фредерика Шопена увлекся пением в детстве. По его словам, в возрасте восьми-девяти лет он с коллективом Gregorianum под руководством Береники Йозайтис и Лешика Кубяка выступал в родной Польше и за рубежом. Но сейчас, вспоминая детство, признается, что вообще не представлял тогда, чем хочет заниматься.

Он рос среди художников, иллюстраторов, архитекторов и скульпторов: каждый в семье — мать, отец, дедушки и бабушки — был вовлечен в какой-то вид изобразительного искусства. Якуб метался из стороны в сторону: играл в теннис, на фортепиано (недолго), катался на скейтборде, занимался акробатикой и гимнастикой. В восьмилетнем возрасте заинтересовался пением (во многом благодаря коллективу The King's Singers) и попал в мужской хор Gregorianum, где пел в основном как альт, но повзрослев и обретя бас-баритон, перешел в редкую и очень ценную категорию контратеноров.

© пресс-служба

За подключение к миру классической музыки Якуб благодарит учителей — Беренику Йозаитис и Лешека Кубяка: «Это те самые люди, которые научили меня любить музыку, находить в ней удовлетворение и невероятные эмоции, слышать ее и наслаждаться ею».

Большую роль сыграли педагогические моменты, которых не было: в хоре дети просто пели, освобожденные от необходимости зубрить нотную грамоту или историю музыки, пересказывая биографии композиторов. Якуб наслаждался пением и общением с музыкантами старшего возраста: «Я социализировался там, это был полезный опыт. Кроме того, мы ездили на гастроли, и я находился с хором в других городах. Это здорово, когда ты так молод, иметь возможность взаимодействовать с другими людьми без родителей. Это многому учит. Таким было мое вовлечение в классическую музыку, которое и повело меня по жизни».

Титул «оперный певец» по-прежнему остается сакральным и исключительным в сознании многих, несмотря на бесчисленные попытки Якуба разрушить эти стереотипы. Поэтому когда заинтересованные Орлинским слушатели обнаруживают, что певец танцует ритмичный и экстремальный брейк-данс, у них случается когнитивный диссонанс.

В свободное от гастролей и репетиций время Орлинский пускается во все тяжкие – трюкачит с парнями из Skill Fanatikz Crew. Увлечение уличным танцем возникло из продолжительных поисков занятия, которое бы помогало в процессе совершенствования вокальных навыков и сочетало бы в себе музыкальность и движение.

Это форма искусства, еще один способ самовыражения в искусстве, и я очень в нем нуждаюсь. Я танцую очень много, когда не репетирую и не уезжаю на гастроли. Мы постоянно вместе с Skill Fanatikz Crew. Но даже когда я нахожусь в турах, я делаю физические упражнения из брейк-данса, которые очень полезны для дыхания. Главное в профессии вокалиста-исполнителя классической музыки — это правильное дыхание. Так что для разминки хорошо подходит стретчинг и статика, главное не стоять на голове: слишком напрягает связки и шейный отдел, которые потом долго приходят в себя.

Якуб Юзеф Орлинский



Не все знают, но среди оперных певцов все чаще встречаются увлеченные спортом, глубоко занимающиеся йогой, силовыми упражнениями и другими видами физических нагрузок, замечает Орлинский. Образ оперного исполнителя вышел из стереотипных границ, сформировавших картинку с мужчинами и женщинами объемных размеров и трагическим гримом на лицах. В современной опере солируют, как правило, уже другие люди. Пока мы находились вдали от оперной музыки, она пережила перемены и шагнула в новую эпоху.

Издание The Times нарекло Якуба Орлинского звездой барок-н-ролла (baroque’n’roll star) — и это блестяще точное звание. Эффектная внешность обладателя самого высокого оперного голоса среди мужчин (певец говорит, что так петь сможет любой мужчина, если очень постарается и посвятит годы тренировкам), а также неудержимая работоспособность (на гастролях Орлинский репетирует ежедневно по три-четыре часа) – Якуб поймал волну возрождающейся популярности музыки барокко, где контратеноры незаменимы, и пользуется этой возможностью по максимуму.

Концерты Якуба Орлинского пройдут 23 мая в Большом зале Филармонии в Санкт-Петербурге и 25 мая в Большом зале Московской консерватории.