Основатель GetTransfer.com — о путешествиях в метавселенные

Основатель GetTransfer.com — о путешествиях в метавселенные

  • Post category:Разное

Александр Першиков, основатель GetTransfer.com, рассказал «РБК Стиль» о путешествиях внутри метавселенных, а также о развитии проекта маркетплейса впечатлений и метавпечатлений

Александр Першиков — серийный предприниматель, основатель компаний GetTransfer.com и GetRentacar.com, визионер в области метавселенных.

Почему вы, предприниматель в области путешествий, решили заниматься метавселенными?

Я занимаюсь созданием и развитием тревел-маркетплейсов. Метавселенная — это сеть из трехмерных виртуальных миров, сфокусированных на социальном взаимодействии. Виртуальные путешествия — это новое направление в тревел-индустрии. Сегодня в нашей экосистеме развиваются компании, предлагающие лучшие цены на трансферы и авто в аренду, — все от местных поставщиков. Рынок впечатлений — это конечная точка для трансферов и аренды машин, ведь наши клиенты едут не ради того, чтобы ехать — они ищут впечатления и незабываемый опыт, и именно это мы решили предоставить на инновационной платформе GetExperience.com. Инновационность заключается в том, что вы можете искать экспириенс или объявить тендер по бюджету, где за вас будут сражаться поставщики экспириенсов, — существенная экономия времени и денег.

Наша компания позволяет путешествовать как в реальном мире, так и онлайн — в игровом и метавселенных. Этот новый тип путешествия не требует физического передвижения, и мы решили предоставить эту возможность нашим клиентам.

Каким образом метапутешествие в перспективе может быть лучше поездки, скажем, к пирамидам майя?

Шлемы виртуальной реальности сегодня, как правило, имеют разрешение до 4K, большинство графики идет в формате 2K. В 2023 году ожидается новая версия шлема Oculus Quest 3 — Meta Quest 3 с разрешением 8K, что даст картину, очень близкую к реальной. Представьте: платишь 100 рублей и через три секунды оказываешься в виртуальным туре в джунглях по пути к пирамидам майя в компании своих друзей в максимально близком к реальности разрешении. Или люди, кому посчастливилось попасть в тур по Сахаре, транслируют вам картинку ничем не хуже той, что вы видите сейчас. Это может быть заманчивее, чем идти в турагентство, где куча сложностей: «Не забудьте проверить визу и взять паспорт в аэропорт».

Сегодня метавселенные по качеству картинки ближе к разрешению 2К, многие помнят подобную графику по играм 90-х годов. Но технологии развиваются очень быстро и нас скоро ждет 8К.

Онлайн-игра Horizon Worlds. Разработка Meta Platforms для Oculus Rift S и Oculus Quest 2

© oculus.com

Превью нового движка Unreal Engine 5, созданного для работы с 8К. Компания-производитель Epic считает, что благодаря Unreal Engine 5 фильмы можно будет не снимать на камеру, а делать на игровом движке

© unrealengine.com

Игра The Matrix Awakens, сделанная на Unreal Engine 5. Релиз ожидается в конце 2022 года, сейчас демоверсия доступна на Xbox

© unrealengine.com

Мало кто заметит разницу между двумя фильмами: простым и сделанным в Unreal 5. Отличить настоящего актера от нарисованного получится только на крупных планах. Пока метавселенные не в состоянии обрабатывать такую реалистичную графику. Очень узким, но многообещающим рынком станут VR-очки, так как большой шумный компьютер, потребляющий от 750 Вт с видеокартой стоимостью от 300 тыс. руб., — перспектива не для всех, удел только гиков. Но игра Minecraft доказала, что детям суперграфика и не требуется, они вполне довольны 2К-разрешениями. Об этом говорит и успех Fortnite. Что отличает метавселенные, создаваемые из этих игр? Они все построены вокруг игрового процесса, а не социального взаимодействия, что отличает игру от настоящей метавселенной. Но они быстро эволюционируют и становятся платформами для развития новых возможностей.

© minecraft.net

© Fortnite / Instagram

На кого в первую очередь будут ориентированы метавселенные в ближайшее время?

По моему мнению, к метавселенным, как к любому новому продукту, больше всего будет восприимчиво подрастающее поколение. Сегодня аудитория Facebook больше не растет — о чем сейчас модно говорить на фоне падения цен на акций Meta. Следующая по развитости аудитории — компания Snapchat, что собственно подтвердил фондовый рынок: когда вышла новость о том, что аудитория Facebook перестала расти, инвесторы сразу же стали инвестировать в Snapchat. На третьем месте по аудитории TikTok (компания ByteDance), но эта компания частная и пока не торгуется на биржах. Я считаю, что мы увидим стремительный рост акций Meta и метавселенных и он будет подкреплен данными о росте компаний в метавселенных. Новые рынки, новая аудитория — и продукты приведут к росту продаж.

Что вас сподвигло обратить внимание на экспириенсы и метаэкспириенсы?

Это часть «пищевой цепочки» путешественника: купить билет на самолет, выбрать отель, приобрести новый опыт. В наши задачи входит обеспечить клиента впечатлениями, в том числе и с приставкой мета. Сегодня зарождается новый класс путешествий — совместные путешествия в метавселенные.

Те, кто мог и хотел путешествовать лично, будут продолжать это делать. Формируется новый рынок для тех, кто этого не пробовал, или не может себе позволить по разным обстоятельствам, или уже не хочет, то есть сам рынок путешествий и впечатлений значительно увеличится. К примеру, раньше такси надо было ловить у края дороги — это было неудобно и дорого, а потом появились приложения такси on demand, которые увеличили этот рынок и уменьшили стоимость поездок. То же самое будет с рынком офлайн- и онлайн-впечатлений.

Cегодня классическое путешествие устроено так:

  • покупка билета на самолет или поезд;
  • бронь отеля;
  • бронь трансфера;
  • аренда машины;
  • бронь или покупка на месте экскурсий, например сафари по пустыне.

Когда мы говорим про метавселенную, цепочка событий становится намного проще:

  • интернет;
  • шлем VR-реальности;
  • маркетплейс экспириенсов;
  • погружение в метавселенную.

Конечно, это другой опыт и качество. Это пока выглядит не на том уровне, но скоро все станет привычным.

Как быстро будет развиваться рынок метавселенных?

Очень быстро. Все необходимые технологии доступны — то есть сдерживающих факторов нет. Большим и значимым он может стать уже к 2025–27 годам. К концу 2021 года выяснилось, что люди стали доверять онлайн-контенту больше, чем офлайн. С одной стороны, получается, что человечество сегодня стало онлайн-потребителем, а с другой — статистика говорит, что в 2021 году продажа виртуальных очков и шлемов превысила продажи игровых консолей Xbox.

Лед тронулся, мы на пороге роста онлайн-впечатлений. Подрастающее поколение уже потребляет виртуальный контент. Им такой формат намного интересней, понятней и привычней. Это значит, что этим устройствам требуется дать более расширенный функционал и более высокие возможности. Разрешение 8K в очках и новые сенсоры тактильности создадут условия для огромного роста метасервисов, метауслуг и всего, что с этим связано.

Что вы думаете по поводу новостей про стратегию Walmart — они тоже собираются стать метакомпанией или создать свою метавселенную?

Они вряд ли смогут сделать свою метавселенную. Walmart не технологическая компания, но она точно сможет начать продавать сервисы в метавселенных. Это огромный растущий рынок, в нем будут все, у кого есть клиентские базы, и Walmart в их числе. Представляете, как это разгонит спрос на метатовары? Сегодня они активно занимаются NFT-платформой, возможно, будут создавать свою криптовалюту или интегрироваться с другими. Уже сформировался рынок различных фитнес-курсов в онлайне и в дополненной реальности, которые они смогут успешно продавать.

Это огромный растущий рынок, в нем будут все, у кого есть клиентские базы.

Какие услуги будет продавать GetExperience.com, будет ли он тоже продавать цифровые товары?

GetExperience.com будет продавать все, что связано с впечатлениями: в виртуальной и дополненной реальности, в метавселенных, в играх, в онлайне и в реальности.

Что вы думаете по поводу продажи метаверсий кроссовок adidas и метахуди GAP?

Это точно интересно клиентам, на это есть спрос. Сегодня это покупки ради хайпа, но скоро от этого будет зависеть, как выглядит ваш персонаж. Он же не будет носить одежду, которую нарисовали вы, или что-то простенькое из стока? Кроме того, многие захотят иметь брендовые вещи и аксессуары. Вы захотите, чтобы ваш аватар был красивый, и будете одевать его в брендовую одежду. Кстати, adidas продал виртуальных кроссовок на $22 млн. И не забудьте побывать на метапоказах моды, которые уже организовывает LVMH, и купить там что-то новенькое!

Как в деньгах можно оценить рынок метавселенных?

По разным оценкам, к 2025 году он достигнет $80 млрд. Важным трендом станет реклама метатоваров и услуг. В маркетинге существует популярный кейс: когда не было Coca-Cola, не было и спроса, но появилась реклама — и спрос возник. Рекламных бюджетов на метауслуги будет много. Метареальности — это очень большая и серьезная маркетинговая ниша. И еще важный момент: она вписывается в концепцию ESG (Environmental, Social and Corporate Governance, экологическое, социальное и корпоративное управление — параметры, обеспечивающие устойчивое развитие компании) — ведь какая экономия топлива и отходов.

Что ждет автопроизводителей, будут ли они заняты в метавселенных?

Они станут неотъемлемой частью лайфстайла в метавселенных. По моему мнению, ближе всех к метарынку сегодня стоит компания General Motors, которая в конце 2021 года анонсировала новую платформу Ultifi. Мы ее увидим в 2023 году. GM планирует огромный рост выручки от продажи неавтомобильных сервисов. Я уверен, что онлайн-впечатления станут частью их экосистемы. Не все во время поездки захотят смотреть в окно, даже если это окно будет монитором, многие предпочтут побыть 40 минут на Бали, до того как они приедут на работу.

Что ждет индустрию туризма?

Сегодня развивается рынок индустриальных и корпоративных впечатлений, но он еще разрозненный и неструктурированный. В нем существуют классические бизнес-модели, к примеру, автопроизводители делают попытки продавать автомобили, придумывая для своих клиентов особый опыт — Porsche Experience, Audi Experience, автозаводы организовывают экскурсии на предприятие. Думаю, сегодня тренд в индустрии впечатлений — массовый охват с акцентом на лояльность и уникальность. GetExperience.com поможет всем поставщикам создать и развить свои экспириенсы — рейтинги и комментарии сделают свое дело, и победит сильнейший.

Как заработать на метавселенной?

Марк Цукерберг, к примеру, уже сейчас призывает разработчиков присоединиться к метавселенной Meta. Он ждет гидов, конструкторов, дизайнеров, программистов — все они могут там заработать. А если есть желание создать что-то свое, то вопрос «как заработать в Метавселенной?» похож на вопрос «как заработать на Земле?». Те же возможности, которые мы привыкли видеть в повседневной жизни, перенесены в цифровой мир. Но остается актуальной дилемма: наниматься или строить собственный бизнес?

Как дела с мета в Microsoft?

CEO Microsoft заявил, что это приоритетное направление развития. Значит, года через два мы будем пользоваться Word в метавселенных и, возможно, дети будут учиться в меташколах.

Гонка лидеров сегодня разворачивается между Meta и Microsoft. Дело в том, что Meta вступила в гонку по созданию метавселенной первой, но Microsoft оказался к ней лучше готов. Стратегия Meta такова: мы инвестируем в технологии — очки, датчики и инфраструктуру, а софт создадим сами. Meta сообщила, что инвестирует в Metaverse $180 млрд, а Стив Джобс, для сравнения, инвестировал в создание iPhone $150 млн, и iPhone изменил все.

Стратегия Microsoft такова: основа метавселенной — игры. Поэтому эта компания скупила основные гейм-лейблы: Minecraft, Zenomax (Doom, Fallout, Elder Scrolls), Activision (Call of Duty, Crash Bandicoot, Tony Haks’s) и стала третьей в мире игр после Sony и Tencent. Microsoft верит, что кроссплатформенные продукты смогут работать со всеми устройствами и операционными системами, включая и метаверс.

Какие профессии появятся в метавселенных?

Прежде всего, профессии, связанные с созданием контента и впечатлений. Дальше будут гиды, создатели аттракционов, потом менеджеры и учителя. Как пример, в инстаграме существуют люди, которые зарабатывают тем, что создают контент. Такие же пользователи появятся и в метавселенной — это новый рынок, который быстро растет и скоро станет огромным.

Какие самые необычные метавпечатления вы можете отметить?

В Азии набирают обороты виртуальные браки — это когда люди заключают союз в рамках какой-то платформы. В Японии люди уже просто начинают жить с AI. Метасвадебными церемониями скоро будет не удивить. Кстати, любителям домашних животных могут быть интересны виртуальные похороны и создание в метавселенной кладбища домашних животных, к примеру, могилы для любимого кота или собаки и установка, скажем, логографического надгробия, возможно, даже интерактивного, возможно, даже от известного дизайнера — нет предела для фантазии.