Компания Риз Уизерспун вошла в список Time. Как актриса этого достигла

  • Post category:Разное

Продюсерская компания Риз Уизерспун Hello Sunshine стала лидером в рядах «пионеров» из списка самых влиятельных компаний мира, впервые составленного журналом Time. Рассказываем, за какие заслуги

Бесстрашная блондинка Эль Вудс в раздражающе розовых нарядах с непременными перьями поступает в Гарвард на юриста только лишь из желания завоевать бывшего бойфренда и переворачивает тамошний консервативный уклад с ног на голову. Помните? Это «Блондинка в законе» — хит 2001 года, снятый по роману Аманды Браун. Юная Риз исполнила главную роль, ту самую блондинку, и едва ли не навсегда застыла в массовой культуре в образе, который отличался почти агрессивным оптимизмом и чувством справедливости.

Эль Вудс — персонаж мифический, смесь Эйнштейна с Мэрилин Монро. Разумеется, таких в жизни не бывает, но в художественной литературе и в кинематографе это допустимое преувеличение. Его цель — привлечь внимание к весьма серьезным проблемам. Это и дискриминация женщин, связанная с разделением на чисто мужские и чисто женские занятия и карьерные цели; и проблема типажей (блондинка в розовых нарядах не достаточно умна для конкуренции с мужчинами).

Кадр из фильма «Блондинка в законе»

© kinopoisk

«Блондинка в законе» пересматривает клише о девушках со студенческих вечеринок: фильм начинается со сцены праздника в университетском женском клубе, задающей картине обманчивую тональность ромкома, подразумевающего воссоединение влюбленных, разделенных испытаниями. Но Эль Вудс старается только ради себя — в этом ее главное отличие от типичной блондинки или девушки главного героя, каких выдумали мужчины для больших и малых экранов.

Риз Уизерспун слишком сильно похожа на Эль Вудс кипучей деятельностью и сверкающим оптимизмом — благодаря этому персонаж стал архетипом более осязаемым, чем всесильная Чудо-женщина. На вопрос, что бы делала Эль сейчас, будучи взрослой женщиной с опытом за плечами, Риз отвечает: «Она бы столкнулась с препятствиями, о которых и подозревать не могла. Я представляю ее на женском марше с табличкой "Я все еще занимаюсь этим дерьмом!"»

Кадр из фильма «Блондинка в законе»

© kinopoisk

Через три года после сиквела «Блондинки в законе» Риз получила первый в своей карьере «Оскар» за байопик «Переступить черту» о Джонни Кэше, где сыграла в паре с Хоакином Фениксом. Ее продюсерская компания Type A Films, к тому моменту действующая уже пять лет, заслужила некоторое признание в голливудском закулисье. Но для достижения цели — создавать фильмы с сильными женскими героинями, которые бы способствовали эволюции в массовом сознании и воспитывали бы новый подход к распределению ролей, — чего-то не хватало.

Под надзором Type A Films выходили такие картины, как «Пенелопа» о заколдованной аристократке, рождественский ромком «Четыре рождества» и цирковая драма «Воды слонам!» с Робертом Паттинсоном, на тот момент восходящей звездой авторского кино. Ни один из этих фильмов не был широко обсуждаем в той же степени, как «Исчезнувшая» и «Дикая», которые появились после того, как Type A Films стала Pacific Standard с помощью Бруны Папандреа, подруги Риз, и спродюсировала фильмы Финчера и Жан-Марка Валле. Теперь эта компания значится как дочерняя в Hello Sunshine — целого креативного кластера, которым управляет неутомимая Уизерспун.

Кадр из фильма «Переступить черту»

© kinopoisk

Hello Sunshine выстрелила тремя громкими телепроектами в конце 2010-х: «Большая маленькая ложь» для HBO напомнила всему миру о талантливых Николь Кидман и Лоре Дерн, а сериал «Утреннее шоу» для Apple TV+ привел в восторг поклонников Дженнифер Энистон. Сложно удержаться и не связать «Оскар», выданный Лоре Дерн за роль в «Истории о супружестве» Ноа Баумбаха, и ее сотрудничество с Риз Уизерспун. Дженнифер Энистон получила первую за много лет номинацию на «Золотой глобус» — чем не признак целебного влияния Hello Sunshine?

Что помогло Риз Уизерспун изменить положение многих актрис в индустрии, которые были вынуждены довольствоваться «средними» ролями, потому что считались «вышедшими в тираж» или недостаточно юными для звездных перформансов? Ответ покажется неожиданным — книги. Ее книжный клуб стал фундаментом для медиакомпании Hello Sunshine, основанной в 2016 году. Из 54 литературных произведений, которые на сегодняшний момент подметила и беспрестанно рекомендует Риз, 30 входят в список бестселлеров New York Times. Книжная прозорливость делает актрису полноправной конкуренткой Шонды Раймс и Опры Уинфри на этом поприще.

© instagram.com/reesesbookclub

Актеры обычно создают продюсерские компании, чтобы обеспечивать себя перспективными ролями в кино. Да и книжных клубов в Голливуде предостаточно. Но Hello Sunshine отличается вектором направления и широтой амбиций: Риз Уизерспун использует книги и кино для построения медиаимперии, такова конечная цель.

То, что началось как реакция на дефицит ролей, превратилось в компанию, нацеленную на различные сферы в индустрии. Сейчас Hello Sunshine занимается четырьмя проектами: «По правде говоря» с Октавией Спенсер, «С нуля» с Зои Салданой, а также «Утреннее шоу» и «Where the Crawdads Sing» по роману Дэлии Оуэнс. В 2022 году компания планирует выпустить «Блондинку в законе 3». Также Hello Sunshine разрабатывает реалити-шоу, подкасты, детские передачи и анимационные проекты. Заодно конструирует мобильное приложение для книжного клуба. Сделав ставку на все эти достижения и перспективные планы, Риз Уизерспун ожидает стабильной прибыли для компании уже к концу постпандемийного 2021-го.

За нынешним благостным фасадом деятельности Риз Уизерспун в виде лидерства среди пионеров в Time, успеха проектов, «Эмми» и «Золотых глобусов» стоят годы личностного роста и совмещения творческой деятельности с бизнес-практиками. А еще нервный срыв и движение #MeToo, которое обрело силу в 2017 году. Уизерспун была одной из первых актрис, кто публично рассказал о пережитом насилии со стороны режиссера. По ее словам, к концу 2017-го ей пришлось бороться с приступами тревоги от воспоминаний, распакованных болезненной обстановкой в индустрии. Единственное, что поддерживало ее в те дни, это истории других женщин, которые были готовы говорить и тем самым способствовать переменам.

В этом контексте Hello Sunshine укрепила свои идеи: компания обязана обращать внимание на женщин, быть их агентом, давать им надежду, быть солнечным светом во тьме. Главная задача — отточить эту цель и реализовать ее в мире, где понятия о справедливости и равенстве переживают эволюцию. Это важно: революция для этой концепции не подходит. К достижению равенства ведет системная работа, считает Уизерспун. Ей вторит гендиректор Hello Sunshine Сара Харден: «Это наша миссия, которая не предполагает изменение мира только для белых женщин. Мы хотим, чтобы все голоса были услышаны».

Сочувствуя многим коллегам из индустрии, в том числе Бритни Спирс, которая с 2008 года живет под опекой отца без права контролировать свою жизнь, Риз Уизерспун признает, что ей очень повезло. Чуть больше десяти лет назад таких знаменитых женщин, как Спирс, Линдси Лохан и Пэрис Хилтон, общество считало оторвами, а Риз Уизерспун и ее приятельницу Дженнифер Гарнер — примерами для подражания. «Что если бы СМИ решили, что я им не нравлюсь? Я была бы в совершенно другом положении. То есть я принимала решения или делала карьерные шаги сама, но чувствовалось это так, будто многое от меня не зависело. Унизительное ощущение».

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Сейчас Уизерспун позволяет себе сравнивать Голливуд с гигантским круизным лайнером, для которого она и ее единомышленницы, в том числе Бруна Папандрея, теперь управляющая своей продюсерской компанией Made Up Stories, стараются выбрать лучший маршрут. Ее уверенность в собственной правоте и целесообразности намерений подкреплена не только врожденным оптимизмом, который обрел в 2000-х воплощение в лице Эль Вудс, но и такими «мелочами», как попадание в список самых влиятельных женщин, по версии Forbes.

Следующим шагом креативного кластера Риз Уизерспун станет запуск инициативы LitUp, которая будет помогать издательствам открывать новых писательниц. Сперва Hello Sunshine выберет пять авторов с готовыми рукописями, не нашедших агента, и предложит им доступ к 50 агентствам, а также услуги наставника из книжного клуба, который поможет продать рукопись издателю. На втором этапе Риз присоединится с предложениями об экранизациях.

«Культура меняется, мы наблюдаем сдвиги уже сейчас», — провозглашает актриса и продюсер. Под солнечным светом пионера нового Голливуда лайнер индустриального американского кинематографа медленно разворачивается по направлению к инклюзивности. Есть какая-то необъяснимая магия в том, что оптимизм Риз Уизерспун заставляет нас поверить в жизнеспособность реальности, напоминающей благолепие острова Фемискира из комиксов о «Чудо-женщине». Хотя бы на миг.