Забастовку американских работников кино отменили в последний момент

  • Post category:Новости

Голливуду удалось избежать крупнейшей забастовки работников киноиндустрии со времен Второй мировой войны

Международный альянс работников театральной сцены (IATSE), представляющий интересы более 40 тыс. голливудских сотрудников, достиг предварительного соглашения с Альянсом продюсеров кино и телевидения (AMPTP), сообщается на официальном сайте организации. Контракт предполагает решение основных вопросов: переработок, отсутствия обеденных перерывов и выходных, а также минимальной оплаты труда, поддержки расового разнообразия и инклюзивности.

По условиям нового соглашения, работникам индустрии полагается фиксированная минимальная оплата, ежегодный рост зарплат на 3%, ежедневный отдых продолжительностью 10 часов и 54-часовые выходные.

В начале октября 98% членов IATSE проголосовали за проведение санкционированной забастовки в случае, если ассоциация продюсеров не согласится договариваться. 13 октября альянс IATSE объявил предварительную дату забастовки — 18 октября — и опубликовал памятку «Часто задаваемые вопросы о забастовках-2021». В ней содержалась инструкция: акция должна начаться в 12:01, если переговоры зайдут в тупик. Членам профсоюза придут письма на электронную почту с подтверждением начала забастовки. За срыв акции грозило наказание: от штрафа и публичного порицания до исключения из профсоюза.

Если бы забастовка состоялась (впервые за 128-летнюю историю IATSE), последствия были бы разрушительными для индустрии. «Это будет катастрофа, — сказала Vanity Fair Сью Нэгл, главный креативный директор продюсерской компании Annapurna. — Если забастовку согласуют, у нас будет немного времени, чтобы завершить все съемки». На вопрос о запасном плане она ответила: «Резервного плана нет».

В случае забастовки под угрозу попали бы проекты студий Warner Bros. Pictures, которая в настоящее время снимает «Аквамен 2» и «Вилли Вонку» в Великобритании, а также Legendary Pictures («Энола Холмс 2») и Lionsgate («Неудержимые»).

В последний раз голливудские работники устраивали крупную забастовку во время Второй мировой войны. С марта 1945 года 10,5 тыс работников киноиндустрии из объединения Conference of Studio Unions (CSU) начали пикетировать студию Warner Bros., требуя выплаты зарплат. Протесты продолжались полгода, и 5 октября напряжение достигло максимума и переросло в ожесточенные столкновения. Против протестующих применили водометы и слезоточивый газ. Этот день остался в истории как Кровавая пятница Голливуда. Некоторые солидарные члены IATSE поддерживали коллег, но неофициально. 

События привели к задержке релизов нескольких фильмов, в том числе вестерна «Дуэль под солнцем» Дэвида О. Селзника. Однако Warner Bros. располагала резервом из 130 успешно продаваемых картин, так что смогла пережить экономические последствия. После Кровавой пятницы только Disney, Monogram и несколько независимых кинокомпаний заключили сделку с профсоюзами. Студии Columbia, Fox, MGM, Paramount, RKO, Universal и Warner отказались.

Кроме того, беспорядки в Голливуде способствовали принятию закона Тафта-Хартли (о регулировании забастовок), который студии проллобировали, обвинив лидера CSU Херба Сорелла в пособничестве коммунистам. Организация CSU после этого прекратила существование.

Потенциал новой масштабной забастовки стал расти после локдауна в Голливуде: изоляция дала работникам индустрии время пересмотреть условия труда, отмечает Vanity Fair.

В 2018 году альянс уже пытался заключить подобное соглашение с AMPTP, но безуспешно. После пандемии необходимость в изменениях возросла до максимума. Только за первые семь месяцев 2021 года руководству IATSE поступило более 50 жалоб на 14-часовой рабочий день.

На первых этапах переговоров продюсеры пытались ответить на требования альянса. Представитель AMPTP сообщил Vanity Fair, что решением санкционировать забастовку альянс работников киноиндустрии «отказался от щедрого пакета мер». В него входило покрытие дефицита в страховой и пенсионной программах профсоюза в размере $400 млн, а также добавление Дня Мартина Лютера Кинга младшего в качестве оплачиваемого выходного дня и повышение минимальной заработной платы для некоторых сотрудников. Также AMPTP предлагал «существенно» продлить период отдыха между съемочными сменами (до 10 часов).

Несмотря на общую готовность к худшему итогу, в воскресенье, 17 октября, IATSE достиг трехлетнего предварительного соглашения с продюсерами: «Это голливудский финал. Мы твердо стояли на своем, заняли жесткую позицию и выступили сплоченно», — сказал президент IATSE International Мэтью Лоуб. Он добавил, что члены профсоюза выражали готовность отказаться от работы, пока руководство не договорится и не решит все многочисленные проблемы, влияющие на качество их жизни.

AMPTP — это торговая ассоциация, которая представляет крупных работодателей и производителей телевидения и кино, включая Walt Disney Studios, Warner Bros., Paramount Pictures, Apple, Netflix и Amazon. Организации IATSE в США и Канаде представляют интересы более 150 тыс. операторов, реквизиторов, декораторов, специалистов по гриму, скрипт-супервайзеров, пиарщиков и других сотрудников, чей труд имеет ключевое значение для производства фильмов и телешоу. «Мы соперничали с одними из самых богатых и влиятельных развлекательных компаний в мире и достигли результата, который отвечает нашим потребностям», — заметил Лоуб.

Прежде чем соглашение вступит в силу, будет проведено ратификационное голосование среди членов IATSE, сообщается на сайте профсоюза.

«Это соглашение и предшествующая ему контрактная кампания должны послужить образцом для других работников индустрии развлечений и высоких технологий, для работников игровых компаний и для так называемых "гигантов"», — подчеркнул глава IATSE.

Между тем многие в IATSE не согласны с условиями нового контракта и готовы голосовать против ратификации. «По сути, ничего не изменилось, — сказал Эрнесто Ломели, оператор-постановщик из Лос-Анджелеса. — Я не слышал, чтобы кто-нибудь сказал, что проголосует "за"».

Голосование по ратификации будет отложено на несколько недель, пока юристы готовят необходимые бумаги. Работа над производством фильмов и телешоу продолжится в обычном режиме.