Бельперрон, Туссен, Пюиссан и другие гранд-дамы ювелирного дела

Бельперрон, Туссен, Пюиссан и другие гранд-дамы ювелирного дела

  • Post category:Разное

Историю ювелирного искусства XX века творили не только знаменитые марки, но и нередко стоявшие за ними талантливейшие женщины-дизайнеры. Рассказываем о них подробнее

В 1917 году в Париже скончался Рене Буавен, основатель довольно известного в то время ювелирного дома René Boivin. Однако его супруга Жанна Буавен, старшая сестра именитого кутюрье Поля Пуаре, овдовев, не стала закрывать фирму и продавать имущество. Она скрыла факт смерти мужа и продолжила его дело под его же именем. Украшения René Boivin в разные годы создавали исключительно женщины: Сюзанн Бельперрон, Жюльетт Мутар, дочь Жанны Жермен Буавен. Их невероятный талант, фантазия и преданность ювелирному искусству позволили дому прожить долгую жизнь, вплоть до начала 1990-х. История знает немало случаев, когда в тени больших брендов стояли женщины, лишь немногие из них могли работать под своим именем.

Жанна Туссен (1887–1976)

© пресс-служба

Имя этой женщины неразрывно связано с Cartier. Именно ей прославленный дом обязан своим главным символом в виде пятнистой хищницы. Любовь и муза Луи Картье, сильная, независимая, артистическая особа, Туссен и сама носила прозвище Пантера. Свою первую пантеру, на портсигаре из оникса, она получила из рук возлюбленного в 1917-м, а два года спустя сама заказала у Картье несессер из кантонского лака с изображением дикой кошки. В начале 1920-х Туссен поступила на работу в семейную фирму: сперва возглавив департамент товаров из кожи, а потом и новое подразделение S (Silver) по производству доступных коллекций. Не прошло и десяти лет, как она стала креативным директором ателье Cartier на Rue de la Paix — редкий для того времени случай стремительной женской карьеры. Под ее артистическим началом созданы самые эмблематичные драгоценности: брошь Flamingo (1940 год) и брошь со скульптурной пантерой на сапфире (1949 год) — обе по заказу четы герцога и герцогини Виндзорских, колье с аметистами и бирюзой для Дэйзи Феллоуз (1953 год), колье Serpent для Марии Феликс (1968 год).

1

из
4

Браслет-наручник, Cartier, 1939 год
© пресс-служба

Колье Hindu, Cartier, 1936 год
© пресс-служба

Брошь Panthère, созданная Cartier по заказу герцогини Виндзорской, 1948 год
© пресс-служба

Кольцо Boule, Cartier, 1964 год
© пресс-служба

Сюзанн Бельперрон (1900–1983)

© пресс-служба

Одна из самых талантливых и оригинальных ювелиров появилась на свет в Бургундии. Выпускница Школы изящных искусств Безансона, она переехала в Париж, где устроилась рисовальщицей эскизов в дом René Boivin (к тому моменту основатель фирмы Рене Буавен уже скончался — супруга покойного, Жанна Буавен, скрыла этот факт и приняла на себя управление компанией). Начиная c 1920 года в коллекции марки появляются украшения по дизайну Бельперрон. Ее стиль разительно отличался от господствовавшего в тот момент ар-деко смелыми формами и необычными материалами. Из горного хрусталя она вырезала выразительные завитки, сочетала в пределах одного кольца цитрин и сапфир, помещала рубин внутрь кварца. Еще полнее ее стиль раскрылся в компании Herz, для которой она создавала эксклюзивные вещи. «Мой стиль — это моя подпись», — говорила дизайнер. Она никогда не подписывала своих украшений и не держала магазина, принимая клиентов по предварительной договоренности в своем салоне на улице Шатоден. Сюда к ней приходили Жан Кокто, Эльза Скиапарелли, герцог и герцогиня Виндзорские (для последней Бельперрон создала знаменитый комплект из голубого халцедона с минимумом сапфиров и бриллиантов). После войны фирма получила название Herz-Belperron, и это тот редкий случай, когда имя женщины фигурировало на логотипе компании.

1

из
3

Колье Leaves, Suzanne Belperron, 1930-е годы
© пресс-служба

Серьги, Suzanne Belperron, 1950-е годы
© пресс-служба

Кольцо Godrons, Suzanne Belperron, ок. 1940 года
© пресс-служба

Габриель Шанель (1883–1971)

© Evening Standard/Hulton Archive/Getty Images

«Я выбрала бриллианты потому, что они воплощают в себе величайшую ценность в самом малом объеме», — написала Коко Шанель в далеком 1932 году, предваряя показ своей первой и единственной ювелирной коллекции Bijoux de Diamants. В ней Великая Мадемуазель раз и навсегда запечатлела главные темы Chanel: кометы, звезды, перья, банты, бахрому. О той легендарной коллекции известно немного: по некоторым сведениям, в ней было 37 украшений из платины и бесцветных бриллиантов. Оригинальных эскизов не осталось, а из коллекции уцелела лишь брошь Comète в виде звезды. Зато история сохранила фотографии, а семь лет назад обнаружилась черно-белая кинохроника с той презентации. Уже этих свидетельств достаточно, чтобы понять, насколько новаторским и модным был подход Мадемуазель к ювелирному делу: она страстно хотела, чтобы ее вещи носили, причем разными способами. Поэтому на манекенах колье были надеты как диадемы, а броши приколоты на пояс или украшали прическу. Уже долгие годы личность и биография Шанель служат источником вдохновения для создателей всех без исключения коллекций Chanel Fine Jewelry.

1

из
7

Фото с презентации коллекции Bijoux de Diamants, 1932 год
© пресс-служба

Колье Franges из коллекции Bijoux de diamants, созданной Шанель, 1932 год

Колье  Comete из коллекции Bijoux de diamants, созданной Шанель, 1932 год

Приглашение на презентацию коллекции Bijoux de Diamants, 1932 год
© пресс-служба

Релиз коллекции Bijoux de Diamants, подписанный Габриэль Шанель, 1932 год
© пресс-служба

Фото с презентации коллекции Bijoux de Diamants, 1932 год

Подвеска The Icons of 1932, Chanel Fine Jewelry, 2020 год
© пресс-служба

Рене Пюиссан (1896–1942)

© пресс-служба

Дочь основателей дома Van Cleef & Arpels Альфреда Ван Клифа и Эстель Арпельс стала арт-директором семейной марки в 1926 году, после гибели мужа Эмиля Пюиссана. Ее близким творческим партнером стал талантливый иллюстратор и дизайнер Рене Сим Лаказ, который работал в Van Cleef & Arpels с 1922 года. Сама Рене не умела рисовать, но Лаказ подхватывал любую ее идею и воплощал на бумаге, а потом они вместе дорабатывали эскизы. Блестящий творческий дуэт просуществовал с 1926-го по 1939-й, ознаменовав собой самый плодотворный период в истории марки. За эти годы были созданы многие предметы, сформировавшие узнаваемый стиль ювелирного дома: брошь Panier Fleuri, браслеты Ludo, часы в виде замочка Cadenas. В это же время была придумана техника «невидимой закрепки» и минодьер. Жизнь Рене трагически оборвалась в Виши в 1942 году, во время фашистской оккупации.

1

из
3

Эскиз броши Flower Bouquet, 1938 год
© пресс-служба

Эскиз украшения Flower Passe-Partout, 1938 год
© пресс-служба

Колье-трансформер Passe-Partout, Van Cleef & Arpels, 1939 год
© пресс-служба

Эльза Перетти (род. 1940)

© пресс-служба

Итальянка из богатой флорентийской семьи Эльза Перетти пришла в ювелирный дизайн через моду. В 1969 году (к тому моменту она уже была известной моделью и начинающим ювелиром) ее украшения использовал для своего модного показа Джорджо ди Сант-Анджело. Тогда же Эльза познакомилась с легендарным Роем Холстоном, который вскоре представил ее главе Tiffany & Co. Уолтеру Ховингу. Контракт был заключен мгновенно: пластичные органические формы ее украшений из серебра произвели фурор. Свой главный бестселлер — эргономичный браслет-кафф Bone — Эльза придумала в 1970-м. Лента из полированного серебра в деталях повторяла очертания женского запястья с выступающей косточкой. Дизайн браслета на правую и левую руку отличался, поэтому их приобретали парой и носили на обеих руках. «Стиль должен быть простым! — говорит Перетти. — А правильная форма существует вне времени». Неудивительно, что спустя полвека культовый браслет Bone перевыпущен в новых версиях: из меди с покрытием ярко-красного, синего и зеленого оттенков металлик, а также из серебра или желтого золота со вставками из жадеита и бирюзы.

1

из
6

Браслеты Elsa Peretti Bone Cuff, Tiffany & Co., 2020 год

Браслеты Elsa Peretti Bone Cuff, Tiffany & Co., 2020 год
© пресс-служба

Браслеты Elsa Peretti Bone Cuff из серебра и меди с покрытием, Tiffany & Co., 2020 год

Браслеты Elsa Peretti Bone Cuff из серебра с вставками из черного и зеленого жадеита и бирюзы, Tiffany & Co., 2020 год

Браслеты Elsa Peretti Bone Cuff, Tiffany & Co., 2020 год
© пресс-служба

Реклама браслета Bone, Tiffany & Co., 1980-е годы

Директора по наследию — о винтажных драгоценностях в архивах брендов.